Шахматы - древнейшая настольная логическая игра, история которой насчитывает, по современным оценкам, около полутора тысячи лет.
Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем большее влияние они оказывают на развитие его как в личностном, так и в интеллектуальном плане.
Педагогический проект "Путешествие в шахматное королевство"
С проектом ознакомиться и скачать его можно здесь: "Педагогический проект по ознакомлению старших дошкольников с игрой в шахматы "Путешествие в шахматное королевство"
Основной акцент в проекте мы делали на игровую форму подачи материала, использовали мультфильмы и интерактивные игры.
Для занятий с детьми полезными были такие ресурсы:
Инна Весела, Иржи Веселы «Шахматный букварь»
Анатолий Карпов «Учитесь шахматам»
В. Зак «О маленьких для больших»
Авербах Юрий Львович, Бейлин Михаил «Путешествие в шахматное королевство».
Мультфильмы про шахматы
http://fenix64.com/shaxmatnyj-multfilm-uchimsya-igraya-v-shaxmaty-dlya-pervogo-goda-obucheniya/
Сказки про шахматы
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-skazki-dlya-detej/
Стихи о шахматах
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-stixotvoreniya/
Шахматные загадки
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-zagadki/
И в детском саду, и дома с родителями дети могли повторить и закрепить свои знания с помощью интерактивной игры «Диназавры учат шахматам» (по
ссылке можно ознакомиться с характеристикой игры и скачать её.
Немаловажно, что игра используется в автономном режиме, после скачивания
подключение к интернету не требуется)
В группе были созданы условия для реализации проекта- с помощью родителей приобрели демонстрационную шахматную магнитную доску; родители принесли наборы шахмат, педагоги изготовили пособия для закрепления знаний: дидактическую игру "чудесный мешочек", таблички с обозначениями ценности фигур, карточки с заданиями для закрепления понимания детьми обозначений полей шахматной доски
Конечно, использовалась и художественно - творческая деятельность, и театрализованная, викторины и развлечения. Так и не сбылась пока моя мечта - шахматный напольный ковер, или шахматное игровое поле на территории, чтобы дети выступали в роли шахматных фигур. На мой взгляд - отличное упражнение для формирования произвольности.
Тем не менее, детям было очень интересно, поставленные задачи были выполнены, двое ребят продолжили после выпуска из детского сада обучение в шахматных клубах, многие дети продолжают играть в шахматы дома.
Анализируя результаты проекта, мы пришли к выводу, что все же наиболее эффективной формой обучения детей игре в шахматы будет кружок - в рамках дополнительного образования, т.к. детей в группах очень много, со всеми одновременно заниматься сложно.
В этом учебном году мы провели предварительный опрос родителей старших и подготовительных к школе групп, желающих приобщить ребенка к игре в шахматы оказалось очень много!
Для того, чтобы организовать эту работу, теперь уже в следующем учебном году, я отправилась изучать программу обучения детей шахматам Татьяны Юрьевны Степовой "Тигренок в шахматном королевстве". Татьяна Юрьевна - международный гроссмейстер, педагог дополнительного образования по шахматам ДОО № 203 г.Краснодара.
Обучение проходило на базе НЧО ДПО учебный центр "Персонал - ресурс" в течение недели с 12-16 ноября, занятия вела автор программы, Степовая Татьяна Юрьевна.
Тигренок в шахматном королевстве
Хочу обратить внимание читателей блога на иллюстрации в учебнике и рабочей тетради: они замечательные, с юмором, очень интересные! Иллюстрировал учебник и тетрадь наш краснодарский художник Юрий Сперанский.
Весь материал представлен в логической последовательности, сопровождается сказочным сюжетом. В учебнике - сказка о тигренке, который в джунглях повстречал шахматного слоника, по мере изложения истории ребенок не только получает знания об игре в шахматы, но и получает уроки нравственности - будь добрым, храбрым, защищай товарища, умей проигрывать с достоинством.
Если кого-то из читателей блога заинтересовали учебник и рабочая тетрадь, их можно приобрести на ЛитРес (учебник в электронном виде), (рабочая тетрадь в электронном виде), а также в печатном варианте у самого автора.